Конференция "Ритейл решает все?"
10 октября 2018 года. Экспофорум


Впервые Экономический Форум Индустрии Моды прошел на площадке КВЦ «Экспофорум». Новый масштаб дал новые возможности. Зал, где проходила пленарная дискуссия был полон, вновь здесь встретились представители производства, ритейла, дизайна и власти.

Ануш Гаспарян, по традиции, в начале встречи сделала обзор рынка. С одной стороны, эксперт подтвердила, что кризис не заканчивается. В Москве, например, впервые за долгое время в 2017 году не открылось ни одного нового торгового центра. С другой, растет индекс потребительской активности, то есть покупатели привыкли к кризису. Вместе с тем, все меньше импульсивных покупок, клиенты ищут акции, скидки, специальные цены. 80% изучают ассортимент до того, как пойдут в магазин. Сами требования к товару меняются, Ануш так охарактеризовала ситуацию: «Торжество упаковки над разумом». В покупательской среде растет нижний сегмент, это те, кто покупает самую дешевую продукцию – таких 65%. Продолжается рост в сфере digital, теперь это не альтернатива, теперь – это однозначно общее будущее. Интересно было услышать о растущем патриотизме к отечественной продукции, брендам. Теперь и в сфере легкой промышленности есть спрос на made in Russia. Все больше брендов, где бы они не производились, как бы не звучали, являются российскими брендами.

Александр Александрович Круглик, президент ОАО «Рослегпром», вновь сказал о трудном положении производственников. Он начал дискуссию о том, сколько зарабатывает ритейл, а сколько производство. По его мнению, заработки магазинов несправедливо велики, относительно тех, кто производит. Последние, как правило, получают 10 – 15 % наценки. Он выразил мнение, что, может быть стоило бы государству ограничить торговую наценку. Это предложение вызвало массу возмущения в зале - это отказ от рыночного механизма, разрушение конкуренции. В частности, Арсен Иванович Оганян, генеральный директор бутика «М63» сказал, что это невозможно. Кроме того, он заявил, что производственники не представляют, какие расходы несут магазины, как они растут в последнее время. Дэвид Уилкинсон, генеральный директор универмага «У Красного моста» также скептически отнесся к идее государственного регламентирования в этой сфере. На прямой вопрос о наценки в их универмаге он сказал, что в среднем она составляет 50 – 60%.

Светлана Алексеевна Беляева, Президент Российского союза производителей одежды, также защищала производство. Она сказала, что существующая поддержка от государства помогает, но ее не достаточно. Возможно, нужны дополнительные протекционистские меры на таможне. Сохраняется проблема поставок сырья, есть дефицит тканей отечественного производства. Точнее, их почти нет, эту проблему, пока, так и не могут решить.

Эльгиз Идрисович Качаев, председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, рассказал о том, как город продолжает активно поддерживать легкую промышленность в Санкт-Петербурге. Несмотря на сложную ситуацию с городским бюджетом, не сокращаются самые амбициозные части проекта, по-прежнему, город вывозит на европейские выставки петербургских производителей. Они все больше получают там признание, растет интерес, а значит будут появляться новые рынки сбыта. В условиях слабого рубля экспортные проекты могут стать новой перспективой для производителей. Особенно важна здесь работа Российского Экспортного Центра, который помогает расширять эти контакты. Эльгиз Идрисович готов был выйти с рядом предложений и на федеральный уровень, ясно, что законодательные ограничения не позволяют решить проблему на уровне региона. Власть, к счастью, здесь демонстрирует последовательность, открытость и искреннюю заинтересованность помочь.

Лев Андреевич Кузнецов, директор СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства», рассказал о множестве обучающих программ, которые существуют в центре. Отдельный вопрос прозвучал из зала о будущей цифровой платформе, которая призвана объединить на уровне города производство, дизайн и торговлю. Это решение должно быть воплощено в жизнь уже в 2019 году.

В разговоре активное участие принимала Катя Андержанова, дизайнер, директор сети концептуальных бутиков, она делилась рецептами развития, несмотря на кризис, подчеркивая сильные стороны цепочки, когда в одних руках находится весь цикл, от производства и дизайна до продажи. Этот подход был поддержан еще рядом участников в зале.

Алексей Валентинович Голубев, генеральный директор ЗАО «Труд», также рассказал об экспортных проектах. Его предприятию удалось выйти на внешние рынки, отдельно стоит подчеркнуть, что это страны Европы, а значит мы, действительно, можем ставить амбициозные цели и завоевывать даже европейский рынок.

Как бы ни трудна была доля каждого в цепочке дизайн – производство – ритейл, только совместные усилия позволят улучшить положение каждого. Кто бы ни становился точкой отсчета, в Петербурге мы все должны работать вместе, думая о том, как приблизить наш город к этому гордому слогану: «Санкт-Петербург – центр индустрии моды»!

В рамках дискуссии эксперты особо отметили роль образования, сегодня всем, кто работает в этой сфере необходимо регулярно повышать свою квалификацию, учиться новому, осваивать цифровые технологии. Как сказано у Льюиса Кэрролла, сегодня нужно быстро бежать, чтобы оставаться на месте. Так и Экономический Форум Индустрии Моды развивается, осваивает роскошную новую площадку «Экспофорума», организует новые мероприятия и форматы, адресные проекты для байеров, дефиле и многочисленные круглые столы, и мастер-классы. Круг профессионалов знает, что минимум дважды в год нас всех ждет интересная встреча.